Промышленное проектирование
Зеленые кровли. Часть II. История появления
Современные зеленые крыши с использованием специальных слоев для высаживания растительности, защиты от корней, дренажа и т.п. появились относительно недавно. Однако история крыш покрытых зеленой травой достаточно давняя, а искусство выращивания настоящих садов на горизонтальных поверхностях здания насчитывает не одно тысячелетие. Сады на террасах и крышах известны с глубокой древности.
При раскопках руин Ура, древнего шумерского государства на юге Ирака, были обнаружены остатки крупных деревьев на башнях зиккуратах, свидетельствующие о том, что они здесь росли. Это первое историческое упоминание об озеленении древнего здания (2113 г. до н.э.).
Самым ярким примером садов древности являются так называемые Сады Вавилона (или Сады Семирамиды) - террасные сады, воздвигнутые около 600 года до н.э. К сожалению не сохранившиеся до наших дней, но по праву называемые одним из Чудес Света.
По преданию этот шедевр архитектуры построил Навуходоносор, могущественный царь Вавилона, для своей любимой жены Амитис, миддийской царевны, скучающей в душном и пыльном Вавилоне по зеленым холмам своей родины Мидии. Это был масштабный и необычный проект. Вместо обычного сада решено было сделать настоящий дворец, каждый ярус которого должна была покрывать растительность.
Дворец создавался уступами, общее количество их неизвестно, но есть сведения о том, что их было не менее четырех. Каждый уступ покоился на колоннах, его каменные плиты заливались смолой и устилались свинцовыми листами. После этого сотни и сотни тонн плодородной земли насыпались на обширные террасы, и в нее высаживались кусты и деревья, с большими предосторожностями привезенные прямо из Мидии. Висячие сады требовали тысячи литров воды для полива. В толще колонн были скрыты трубы, по которым с помощью системы блоков и черпаков поднималась вода из реки Евфрат до самой верхней террасы. Люди воспринимали удивительное сооружение как настоящее чудо — посреди пустыни возник прекрасный зеленый оазис, который было хорошо видно из голой долины Двуречья...
В Античном мире, в Древней Греции и Древнем Риме существовал обычай украшать террасы растениями в цветочных горшках. При раскопках Помпеи и Геркуланума, погребенных под слоем пепла после извержения Везувия, были обнаружены остатки сада на крыше аркады, окружавшей с трех сторон виллу Мистериас в Геркулануме.
Мавзолей Августа в Риме еще один необычный объект архитектуры. Строительство мавзолея началось в 28 году до нашей эры. Это было объемное, но достаточно скромное сооружение, по форме напоминающее древние могильники этрусков. В основе его располагалось строение в виде цилиндра, на котором возвышалось несколько барабанов. На последнем барабане стояла статуя императора. Вокруг мавзолея Августа была расположена терраса с колоннами, выходящая на крышу одного из барабанов, на самой крыше росли деревья, вечно зеленые кипарисы.
От архитектуры Античности перейдем к эпохе Возрождения. Италия особенно славится своими садами. Во Флоренции это вилла Медичи с садом на крыше (1400 г.), несколько позже в Мантуе был сооружен висячий сад над дворцом. Император Фридрих III в 1487 году построил в Нюрнберге в южной части замка висячий сад с цветниками, виноградниками, фруктовыми деревьями. Получил известность и сад на крыше замка Карлсберг в Швеции. Позднее, в Германии был создан двухуровневый сад на крыше дворца архиепископа Иоганна-Филиппа в Пассау. Окаймлённый с трёх сторон стенами, сад был открыт к югу, откуда раскрывался прекрасный вид на окрестности. В саду преобладали цветники, а деревья и кусты были высажены в кадки.
В саду на крыше испанского короля Карла V росли апельсины, лимоны, различные лечебные травы, а в аквариумах жили форели. Его сын Филипп II продолжил традиции отца и построил в Эскориале крышу-сад, похожую на висячие сады Вавилона.
Еще один пример роскоши итальянского террасного сада это сад на острове Изоло Белла (итал. красивый остров). Он назван в честь женщины, жившей в XVII веке, Изабеллы д`Адды. Она была женой влиятельного миланского аристократа Карло Борромео III. Остров Изола Белла небольшой, его протяженность всего 320 метров в длину и 400 метров в ширину. На острове расположены дворец с гротами и террасный парк. По замыслу графа Борромео, они должны были вместе составлять ансамбль в виде острова-корабля.
Итальянский сад состоит из платформы с десятью террасами, которые декорированы фонтанами, нишами и статуями. На самом верху, венчая ступени террас, находится символ аристократической семьи Барромео – единорог, расположенный на высоте 35 метров.
Когда (с 1630 г.) семья Борромео начала скупать земли, Карл ІІІ принял решение построить там загородную резиденцию для Изабеллы, своей супруги. С 1636 года, остров получил название, ставшее фонетически сокращенным объединением двух слов: Island (остров) и Изабелла. На месте «Isola Bella» был лишь скалистый остров, с рыбацкими поселениями. Сначала, в его северной оконечности была построена крепость. Подобно большинству аристократов своего времени, Борромео были поклонниками возведения садов. Поэтому, на освобожденной от огородов территории было запланировано создание большого сада. Начало работ по созданию которого связано с именем архитектора Анджело Кривели Первые террасы были возведены в 1652 г. Под террасами размещается целая галерея подземных гротов, где можно укрыться в летний зной.
Архитектор Франческо Кастелли продолжил дело своего приемника и превратил прежде возведенный замок во дворец, и разбил вокруг него сад. На центральной площадке были высажены кусты, представлявшие геральдические знаки. Сад, разбитый на территории острова, включал около десяти (расположенных одна над другой) террас, окруженных балюстрадами и украшенных скульптурами и обелисками. Их расположение подчеркивало естественный рельеф местности, возвышаясь на 36 метров над уровнем озера Маджоре.
Дизайн ландшафта сада давал возможность обзора дворца, окружающей территории и озера с различных видовых точек. Две верхние террасы включали большие арки, от которых в разных направлениях расходились дорожки. Вид с каждой террасы (включавшей свою коллекцию растений, подчеркивающих ее уникальность), обрамлялся статуями и обелисками. Все это создавало калейдоскоп «видовых точек».
Из десяти террас, к озеру Маджоре выходят пять. В восточной части сада расположены большие газоны с декоративными насаждениями. В целом, весь ландшафтный комплекс воплощает идею барочной театрализованной сценографии.
Сегодня прекрасный остров стал популярным местом паломничества туристов. Во дворце Борромео располагается музей, предлагающий посетителям воочию убедиться, что внутренне убранство залов виллы практически ни в чем не уступает лучшим европейским музеям, а сам сад, в котором собраны растения чуть ли не со всего света, служит образцом садово-паркового искусства Позднего Возрождения.
Первые сведения об устройстве цветников и садов на крышах в России относятся к XVII веку. В кремле Ростова Великого был устроен висячий сад Митрополитом Ионой. Сад располагался на уровне второго этажа между корпусами дворца и поддерживался сводами. В этом читается стремление максимально приблизить сад к жилью. Опорами висячего сада были массивные своды и перекрытия, которые для водонепроницаемости устилались свинцовыми плитами. Такие сады устраивались в боярских усадьбах и усадьбах высшего духовенства. За красоту и оригинальность они назывались Красными. Особенно славились сады Афанасия Ордын-Нащекина и В. В. Голицына в Москве.
Известен висячий садик, созданный по приказу Петра I в Риге в 1717 году. Он занимал ограниченное пространство и находился на открытой террасе над Даугавой на уровне второго этажа, поддерживаемый массивными опорами. В нём росли пионы, белые и жёлтые нарциссы, тюльпаны, мелисса, шалфей и другие растения.
Висячие сады Кремля были созданы в XVII в. на террасах верхних этажей дворцовых зданий над каменными сводами нижних помещений. Поверх сводов укладывался для гидроизоляции листовой свинец, на него слоем до одного метра насыпалась плодородная земля.
Из-за сложности создания и дороговизны такие сады не получили широкого распространения в России, а были сосредоточены в Московском Кремле. И вот в XVII веке существовало два больших и несколько малых, так сказать, прикомнатных висячих садов на крышах и террасах.
Верхний Набережный сад был создан еще в XVI веке на подклете Запасного двора. Он имел П-образную форму в плане и размещался на дворцовом здании со стороны реки. Состоял он из пяти последовательно расположенных цветочных композиций, включал еще одну террасу на другом уровне. Терраса была обнесена специальной стенкой с частыми проемами, через которые можно было любоваться панорамами Замоскворечья и долиной Москвы-реки. По некоторым данным в крайнем западном углу сада был устроен небольшой бассейн с фонтанами. Сад снабжался водой при помощи специального механизма, который создал Христофор Галовей в 1633 году и размещался он в Водовзводной башне. В саду были устроены резные беседки, конструкции в виде решеток, которые защищали от ветров. Водоем украшали «водяные взводы» - фонтаны. По словам историка И. Забелина: «…сад площадью 2600м2 (62 сажени в длину и 8 саженей в ширину)».
В апреле 1683 года в Москву были доставлены растения для создания другого Нижнего Набережнего сада, который был устроен на искусственном основании. Он был меньше по площади – 1500м2 и располагался на склонах Кремлевского холма у Тайницких ворот. Стены по периметру сада украшались так называемым «першпективным письмом», живописными картинами обманками по растительным мотивам, написанные мастером Петром Энгелесом. Это были большие живописные полотна, которые устанавливали обычно в конце аллей и зрительно расширяли пространство сада. На них были изображены фантазийные дворцы, арки, балюстрады, необычные деревья, озера, то есть выдуманные сказочные экзотические ландшафты.
На территории Нижнего Набережнего сада были устроены водоемы, расписные беседки, теплицы для овощей и цветов. По внешнему периметру сада была устроена резная ограда. Водоемы выполняли не только декоративную функцию, но и использовались для разведения рыбы. Их также как и водоемы Верхнего сада украшали «взводы» (фонтаны). Имеются факты, что малолетний Петр I учился в этих самых бассейнах управлять потешными судами.
В 1843 году была издана книга «Достопримечательности Московского Кремля» А.Вильтмана, в которой были изображены как Верхний, так и примыкающий к нему Нижний сады. Судя по изображениям можно сделать выводы о том, что сады, по всей видимости, имели регулярную планировку. Дорожки пересекались под прямым углом и участки между ними обрамлялись тонкими досками поставленными на ребро. В XVII веке команды Д.В. Ухтомского сделали обмерные чертежи из которых можно судить, что планировка Нижнего сада была очень простой и состояла из четырех прямоугольных цветников. Они были разделены между собой крестообразно пересеченными двумя дорожками, возможно, с небольшим фонтаном в центре.
Висячие сады Кремля просуществовали до конца XVIII века, когда была предпринята перестройка южной части Кремля. Достоверно известно, что по новому проекту нового Кремлевского дворца, составленном в 1797 году Н.А. Львовым, сад должен был сохранен. Но его регулярная планировка должна быть изменена с регулярной на живописную, с петляющими извилистыми дорожками, группами из декоративных кустарников и небольших деревьев и даже небольшим прудом. Проект был утвержден Павлом I, но осуществлен так и не был.
Верхний Набережный висячий сад был уничтожен в 1771 году при расчистке площадки под строительство нового Кремлевского дворца по проекту В.И. Баженова.
Верхний Набережный висячий сад был уничтожен в 1771 году при расчистке площадки под строительство нового Кремлевского дворца по проекту В.И. Баженова.
Начиная с 1636 года создавались, так называемые, прикомнатные висячие сады. Такой сад был устроен на Теремном дворце и представлял собой сложную систему террас и крылец. На плоской кровле Потешного дворца мастер Галактин Никитин в 1685 году создал Верхний висячий прикомнатный сад. В нем в 1672 году давались спектакли придворного театра.
В прикомнатных висячих садах Кремля высаживали груши, яблони, ягодные кустарники и др. На ветвях деревьях развешивали клетки с канарейками, перепелами, попугаями. В парниках выращивали экзотические, для того времени, цветы: махровые пионы, тюльпаны, белые и желтые лилии, гвоздики и редкие пряные травы. По саду были расставлены скамьи, навесы и балюстрады.
Еще 2 сада, тоже Верхний и Нижний были устроены в Кремле при дворе патриарха Иоакима. Его личные комнаты располагались на 2-ом этаже и занимали меньшую площадь по сравнению с первым этажом, на оставшемся месте разместился сад. Основание он имел не свинцовое, а деревянное с бревенчатыми желобами для спуска воды. Сверху насыпалась земля, в которую высаживались растения.
«Верховые сады» стали одним из своеобразных типов русского городского сада в XVIIв. И в свое время были в России не меньшим чудом света, чем Висячие сады Вавилона.
До наших дней дожили два висячих сада, созданных уже в эпоху Императорской России с её новой северо-западной столицей: Висячий сад Малого Эрмитажа в Петербурге и Висячий сад в Царском Селе.
Висячий сад Малого Эрмитажа в Петербурге создавался впериод с 1764 по 1769 годы архитекторами Ю. М. Фельтеном и Ж. Б. Валлен-Деламотом (перестройка В. П. Стасова в 1840-х годах) при Зимнем дворце в Петербурге. Этот висячий сад существует и поныне. Он расположен на уровне второго этажа, над помещениями бывших конюшен и манежа, и занимает пространство между галереями, соединяющими Северный и Южный павильоны Малого Эрмитажа. Сад зажат со всех сторон стенами дворца и напоминает галерею под открытым небом.
Закрытый со всех сторон высокими стенами сад имеет свой микроклимат: близость Невы смягчает температурные перепады, а ориентация сада (с севера на юг) обеспечивает максимальное солнечное освещение в течение всего светового дня. Под садом, в шанцевых сводах существовали инженерные коммуникации, обеспечивавшие дополнительный подогрев. В результате, вегетационный период в саду начинался раньше, а осенний листопад наступал позднее, чем в других садах Петербурга.
В 2004 году сад был закрыт на комплексную инженерно-техническую реконструкцию, которая включала в себя полную замену гидроизоляционного слоя и систему дренажа, а также восстановление планировочного решения реконструкции 1840-х годов. Современная реконструкция продолжалась долго и закончилась только в конце 2011 года, когда были высажены новые растения. Все растения представляют собой красивоцветущие деревья и кустарники и подобраны так, что сад с весны до осени расцвечивается разными красками за счёт непрерывной смены цветения и плодоношения.
Висячий сад был создан и в загородной царской резиденции – Царском селе. Сад был устроен на уровне второго этажа Зубовского флигеля Екатерининского дворца таким образом, чтобы императрица могла выйти в него через дверь Зеркального кабинета – одной из её личных комнат.
Висячий сад был создан и в загородной царской резиденции – Царском селе. Сад был устроен на уровне второго этажа Зубовского флигеля Екатерининского дворца таким образом, чтобы императрица могла выйти в него через дверь Зеркального кабинета – одной из её личных комнат.
При устройстве террасы на своды была уложена гидроизоляция из листового свинца лучшего качества, закупленного в Англии, и насыпан толстый слой земли, позволявший производить посадку садовых растений. Здесь росли яблони, сирень, жасмин и розы; вокруг кустов были высажены тюльпаны, пионы, нарциссы. Цветение продолжалось беспрерывно все теплое время года.
Во второй половине XVIIIв. В России свирепствовали пожары, порой лишавшие крова целые деревни и поместья. Внимание домовладельцев было привлечено к утилитарному назначению травяных или «дерновых» кровель деревянных строений, защищавших их от огня. Устройству таких крыш был посвящен специальный трактат, изданный С.Ф.Ушаковым в 1772 г.
Во второй половине XVIIIв. В России свирепствовали пожары, порой лишавшие крова целые деревни и поместья. Внимание домовладельцев было привлечено к утилитарному назначению травяных или «дерновых» кровель деревянных строений, защищавших их от огня. Устройству таких крыш был посвящен специальный трактат, изданный С.Ф.Ушаковым в 1772 г.
Сады на крыше долгое время оставались прерогативой знати и зажиточных людей, только в XIX в., благодаря появлению новых строительных материалов и конструкций, они получили массовое развитие в Европе.
Настоящей сенсацией стал сад, построенный в начале шестидесятых годов 19-го века берлинским каменщиком, строителем и изобретателем, Карлом Рабитцем в своем доме в Инвалиденштрассе 66 в Берлине. Сад был расположен в одной стороне дома на уровне bel-étage, и мог быть доступен с земли или по лестнице через стеклянную дверь в плоскости сада. Сад на крыше состоял в основном из травы, в окружении гравия. Одна часть крыши использовалась в качестве места для дружеских встреч, а другая как огород - на грядках росли овощи (тыква), кулинарные травы (мелиссы) и выше всех цветы, такие как фуксии, георгины, флоксы, астры, розы и другие. Много знакомых и друзей, которые посетили семью Рабитца, были очарованы не только пышной растительностью, но и возможностью, которую предоставил им сад на крыше, чтобы посмотреть на жизнь в городе сверху.
Конструкция крыши-сада была разработана самим Карлом Рабитцом, и получила от него имя «Naturdach von vulkanischem Zement». Это была плоская крыша с заливной деревянной опалубкой, где был изолирующий слой. Потом с упругим слоем цемента по всей поверхности крыши (вероятно слой битумного цемента) был применен слой вулканического цемента, так что они образуют связное целое. Этот вулканический цемент состоит из смеси портландцемента (обожженного известняка и глины) и вулканических пород и гравия.
Карл Рабитц, который верил в успех его крыши и перспективы строительства садов на крыше, решил представить этот свой проект заинтересованной общественности на Всемирной выставке в Париже в 1867 году. Он сделал действующую модель своего дома с садом на крыше, а также представил на Всемирной выставке свою брошюру о крышах из вулканического цемента или о современных висячих садах - огнестойких, великолепных, красивых, долговечных и дешевых. В конце буклета представил иллюстрацию своего собственного сада-крыши в Берлине.
После выставки Лейпцигские газеты разместили на своих страницах восторженные отклики: «…Эта конструкция не намного дороже крыши, покрытой толем и рубероидом, и намного дешевле кирпичных, шиферных и железных крыш… Крыши, которые раньше использовались только кошками и имели только серый цвет, будут заменены газонами, создадут дополнительную площадь для отдыха и общения между людьми… Мы ждем, когда архитекторы начнут применять в строительстве это украшение жилья. Несомненно, что парящие в высоте сады найдут практическое применение в современном и будущем строительстве».
В конце XIX века в России садами украшали крыши многих зданий преимущественно доходных и купеческих домов. Одним из первых был доходный дом Зайцевой на Фурштадской улице в Санкт-Петербурге, построенный в 1877 г.
Дом купца Перлова на Мясницкой с китайской беседкой над чайным магазином.
Небольшой садик был над особняком Морозова на Воздвиженке.
Купеческий клуб на Малой Дмитровке (сейчас театр Ленком).
И доходный дом на Кузнецком мосту с террасой-садом.
Знаменитым стал десятиэтажный дом в Большом Гнездниковском переулке с садом и кинотеатром на крыше-первый «небоскреб» Москвы, построенный в 1912-1916 гг. Он был известен как «Дом дешевых квартир Э. К. Нирнзее». Его небольшие квартиры сдавались за скромную плату.
До середины 1930-х годов этот жилой дом считался самым высоким зданием во всей Москве! Плоская крыша была обрамлена высоким парапетом с арочными проемами. Вдоль парапета, с внутренней его стороны размещались ящики с цветами и высокие кустарники в кадках. В 1916 году на крыше появился ресторан "Крыша" - его реклама была в московских газетах и звучала так: "Крыша московского небоскреба. Гнездниковский п., 10. Единственное летом место отдыха, где в центре города представляется возможность дышать горным воздухом и наслаждаться широким открытым горизонтом - незабываемые виды на всю Москву с птичьего полета. Подъем на лифте с 5 часов вечера беспрерывно. Входная плата на крышу с правом подъема 20 к. Оркестр с 9 часов вечера". Сад на крыше был занят столиками для посетителей и служил летним открытым залом кафе, после революции на крыше дома появились сквер, игровая площадка, спортивный комплекс и даже велотрек.
В начале XX века увлечение эксплуатируемыми кровлями прокатилось по всей Европе. Огромный вклад в развитие этого внесли теоритические труды и архитектурные проекты Ле Корбюзье и Френка Ллойда Райта. Француз Ле Корбюзье сформулировал «5 отправных точек современной архитектуры». Два из которых: столбы-опоры и плоские крыши-террасы относятся именно к развитию эксплуатируемых террас под зеленые насаждения. «Раньше, - пишет мастер, - дом был забит в землю… Железобетон дает нам отдельные опоры. Теперь дом в воздухе, высоко над землей, под домом находится сад, на крыше дома тоже сад». Первый принцип дает возможность архитектору использовать свободное пространство под зданием, не занятое конструкциями. Второй принцип увеличить площадь дома благодаря площади крыши. Второго принципа придерживались многие современные архитекторы, а самому Ле Корбюзье принадлежит множество осуществленных проектов – от небольших вилл до крупных жилых комплексов, таких как «жилая единица» в Марселе и единый жилой комплекс в Нант-Резе, имеющий эксплуатируемые и озелененные крыши-террасы.
Мировую известность получил город Чандигарх в Индии. Он был построен в 1951—1956 г. по проекту Ле Корбюзье, при активном участии иностранных и индийских архитекторов, работавших в одной команде. Его стараниями за 5 лет на равнине у подножья Гималаев вырос город Чандигар, настолько же нехарактерный для Индии сегодня, как и тогда, в середине 50-х. По первоначальному американскому плану город был поделен на 47 секторов, ограниченных автомагистралями. В каждом секторе предполагалось наличие делового центра, школы, рынка и жилых домов, что делало его самостоятельным «городом в городе». При Корбюзье было отстроено 30 секторов, сегодня их — 57.
Этот город представляет собой грандиозный ансамбль садов на крышах административных зданий, один из которых – Дворец Ассамблей (10 000 м2).
Здание Ассоциации владельцев ткацких фабрик в Ахмадабаде, защищено от солнца водоемом на крыше. Водяной сад наполнен растениями, спускающимися по стенам.
Фасад дома поделен на глубокие ячейки, стены которых поставлены под углом и дают прекрасную тень, — кажется, что в этом здании всегда прохладно, это открытая, продуваемая структура из грубого бетона (beton brut), который так любил на этом этапе своего творчества Корбюзье. Прямо внутри бетонной сетки растут деревья, а к главному входу ведет бетонный пандус.
Этот город представляет собой грандиозный ансамбль садов на крышах административных зданий, один из которых – Дворец Ассамблей (10 000 м2).
Здание Ассоциации владельцев ткацких фабрик в Ахмадабаде, защищено от солнца водоемом на крыше. Водяной сад наполнен растениями, спускающимися по стенам.
Фасад дома поделен на глубокие ячейки, стены которых поставлены под углом и дают прекрасную тень, — кажется, что в этом здании всегда прохладно, это открытая, продуваемая структура из грубого бетона (beton brut), который так любил на этом этапе своего творчества Корбюзье. Прямо внутри бетонной сетки растут деревья, а к главному входу ведет бетонный пандус.
Вилла Шодхан в этом городе имеет даже несколько висячих садов и накрыта солнцезащитным щитом.
Ле Корбюзье не представлял себе города будущего без крыш-садов. Он писал: «Между высокими блестящими вертикалями домов тянутся в виде восхитительных низко бегущих горизонталей три ряда возвышающихся друг над другом «садов Семирамиды» - улиц отдыха… Далеко в высоте, над небоскребами видны настоящие сады, в которых растут туи, лавровые кусты, плющ, тюльпаны, герань и другие растения… Кругом тишина. Стоят удобные кресла. Люди ведут беседу…».
Ле Корбюзье не представлял себе города будущего без крыш-садов. Он писал: «Между высокими блестящими вертикалями домов тянутся в виде восхитительных низко бегущих горизонталей три ряда возвышающихся друг над другом «садов Семирамиды» - улиц отдыха… Далеко в высоте, над небоскребами видны настоящие сады, в которых растут туи, лавровые кусты, плющ, тюльпаны, герань и другие растения… Кругом тишина. Стоят удобные кресла. Люди ведут беседу…».
Эти идеи нашли отражение в творчестве многих архитекторов, хотя и в значительно меньшем колличестве объктов, чем у Ле Корбюзье. В США Френк Ллойд Райт проектирует и строит в Чикаго большой ресторан с открытыми эксплуатируемыми крышами, и в том же 1914 г. знаменитый немецкий архитектор Вальтер Гропиус возводит в Кельне конторское здание с рестораном и садом на крыше.
В России плоские крыши использовались больше как смотровые площадки, например крыша издательства «Известия» на Пушкинской площади (1927 г.).
Сад на крыше жилого дома на Малой Бронной включал солярий и великолепный цветник из роз.
Крыша 8-ми этажного дома на Спиридоновке была приспособлена для детских игровых площадок, защищенных металлической сеткой, и долгие годы использовалась как участок детского сада. К сожалению, эти интересные объекты не сохранились.
В 30-е годы ХХ века, в Лондоне, архитектор Ральф Ханкок сооружает крупный садовый комплекс на крыше универсального магазина Derry&Toms. Он находится на высоте 30 метров, а его площадь составляет 0,6 гектара.
Строительство сада заняло два года и его открытие для публичного посещения состоялось в 1938 году. Он интересен и ландшафтно-архитектурным решением, и системой инженерного оборудования. Стены по периметру здания подняли на высоту 2,7м. Между ними и парапетом строители разместили трубы напорной системы водоснабжения. По ним вода поступала в искусственно созданный ручей и автоматическую систему полива.
Толщина плодородного слоя земли, подстилаемого слоем дренажа из битого кирпича, составляет почти полметра, что достаточно для комфортного роста и развития деревьев и кустарников. Ральф Ханкок, разместил в саду более 500 видов растений и кустарников и даже импортировал каменные глыбы из США для альпийских растений.
Движение посетителей задает круговая дорожка и в ходе этой экскурсии друг друга сменяют три стиля и три сада. Первый и наиболее обширный сад это классический английский парк с лужайкой, ручьем и деревянным мостиком.
Следующие два сада, которые следуют на пути посетителей это тюдоровский сад с элементами готики и испанский сад в мавританском стиле, которые в силу своей планировки заняты ресторанными столиками.
Для стиля Тюдор характерно повсеместное использование кирпичной кладки и мощения вкупе с регулярным садом в стиле аптекарских огородов, множество комнат, образованных перегородками, с мрачноватыми элементами готики и узорами по камню.
Краски тюдоровского сада приглушенные как в архитектурных деталях, так и в колористическом решении цветников, большинство из которых теневые.
Испанский сад выглядит намного ярче тюдоровского сада. Здесь преобладают сочные краски, яркие здания, солнечные цветы, среди которых можно отметить ярко-красные маки и сиреневые шары лука. Испанский сад несет все черты мавританского стиля, которые характерны для садов Альгамбры - ярко-красные стены, арочная галерея, миниатюрная колокольня с черепичной крышей, ручей из черного гранита с круглыми мини-бассейнами и фонтанчиками в них.
В саду обитают утки и колония из розовых фламинго, двоим из которых уже больше 20 лет.
Интересен и еще один английский сад на крыше, созданный в середине XX в. по проекту Джеффри Алана Джеллико. В 1956-1957 годах oн создал свой непревзойденный водяной сад на крыше универмага в Гилдфорде: множество кругов разного диаметра, некоторые вписаны в криволинейные очертания "островов" с водолюбивыми растениями, остальные образуют площадки отдыха, фонтаны и плитки переходов через воду. Этот сад парит над деловым центром города на высоте более 30 метров, Джеллико называл его «садом неба».
В США эксплуатируемые зеленые кровли применялись в основном на крышах гостиниц. Первым считается сад, заложенный в 1942 году в составе Юнион-сквера, площадью 1700 м2.
Позже, в 1950-е гг., целая площадь в Портсмуте представляла собой висячий сад над подземной стоянкой. В Гарвардском университете на крыше библиотеки проложена пешеходная аллея.
"Линейные" сады и бульвары на искусственных основаниях, вытянутые вдоль дорог и магистралей и разделяющие пешеходное и автомобильное движение, стали явью во многих американских городах.
Внимательно изучив европейский опыт, и возможности новых строительных материалов, в конце 50-х гг. в г.Окленде, был создан один из крупных садов, площадью 12000 м2 на крыше пятиэтажного гаража Кайзер-центра. Автор проекта ландшафтный архитектор Теодор Осмундсон.
Сад размещен на монолитной железобетонной плите покрытия и активно используется для прогулок, во время перерывов, конторскими служащими соседнего здания. Обилие зелени, цветов и площади газона, свободный контур водного бассейна создают иллюзия живописного парка.
Именно здесь воплощен основной принцип – облегчение нагрузок на конструкцию здания. Мощение и все сооружения в саду изготовлены из легкого бетона, а декоративные камни и валуны из пемзы. Каждое дерево размещено так, чтобы вес от него передавался непосредственно на колонны здания (снабженные внутренними водостоками), не загружая вес перекрытия. Однако на живописную композицию сада это не повлияло. Была использована облегченная растительная смесь, песок в ней заменен на размельченную сланцеватую глину, и одновременно уменьшена высота этого слоя за счет того, что выбраны растения с поверхностной корневой системой. Вода в декоративном водоеме находится в непрерывном движении. Выходя из бассейна, фильтруется и вновь поступает в него через те же отверстия, способствуя увлажнению воздуха.
Благодаря успеху этого сада в США началось массовое строительство новых объектов, в том числе и на крышах частных зданий, общежитий, музеев.
Шестидесятые годы XX в. Стали рубежом в строительстве и ландшафтной архитектуре садов на крышах. Строительство начало приобретать массовость, благодаря появлению новых синтетических материалов и заменителей естественного грунта.
Сад на крыше - насущная потребность современности, стремящейся к максимальной экологичности. Несмотря на сложности, спрос на зеленые кровли постепенно растет. Во многих европейских городах озеленение крыш стало обязательной мерой. Так в Копенгагене (Дания) с 2010 года каждая крыша подлежит озеленению. В Швейцарии с 2002 года озеленению подлежит каждая плоская крыша (на настоящий момент времени, в городе Базель 1930 крыш озеленено). В Канадском городе Торонто с 2009 года озеленяется каждая крыша, площадь которой превышает 2000 м2. В Японском Токио с 2001 года озеленению подлежат 20% крыш площадью от 250 м2 и 10% крыш площадью более 1000м2. В Германии ежегодно появляется около 14 миллионов зелёных крыш. В России этот процесс пока идет не так быстро, однако уже сейчас появляются не только корпоративные, но и частные заказчики.
«Я думаю, что сады на крышах - перспективное направление, у которого в столице большое будущее. Даже при нашем сложном климате у сада на крыше масса возможностей: можно смело использовать устойчивые к холодам многолетние почво-покровные растения, рулонные газоны и летники, которые обновляются каждый год. Можно высаживать в кашпо кустарники и хвойные деревья... Всех этих средств достаточно, чтобы создать очень эффектный сад на крыше. Ведь самое главное - это организация пространства, грамотный подбор растений, точное техническое решение и профессиональный уход».
Д. Онищенко (ландшафтный дизайнер)